Алгоритм. Свойства, виды




















Включить эффекты

1 из 20

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Алгоритм" подготовлена для ознакомления учеников с понятием алгоритма, его свойствами, исполнителями алгоритма и основными алгоритмическими структурами. Презентация может помочь научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.

  1. Определение
  2. Происхождение слова "алгоритм"
  3. Работа обучающихся в группах
  4. Исполнители алгоритмов
  5. Свойства алгоритма
  6. Формы записи алгоритмов
  7. Элементы блок-схемы
  8. Типы алгоритмов
  9. Практическая работа

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Ермаковой В. В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

      Для проведения теста / проверочной работы

Слайд 1

Из опыта работы Ермаковой В. В., учителя информатики МБОУ СОШ № 19 города Белово.

Слайд 2

Слайд 3

Происхождение слова «алгоритм»

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики.

Слайд 4

Работа обучающихся в группах

  • Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?»
  • Слайд 5

    Исполнители алгоритмов

    Исполнители алгоритмов

    Слайд 6

    Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко.

    • Иди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что.
    • Сосчитайте звёзды на небе.
  • Слайд 7

    Свойства алгоритма

    • Результативность
    • Дискретность (пошаговость)
    • Детерминированность
    • (определённость)
    • Понятность
    • Выполнимость
    • Массовость
  • Слайд 8

    • Результативность.
    • Дискретность (пошаговость)
  • Слайд 9

    • Детерминированность (определённость).
    • Понятность.
    • Выполнимость.
    • Массовость
  • Слайд 10

    Формы записи алгоритмов

    Словесно-формульный.

    • 1 шаг 23+34=57
    • 2 шаг 57*57=3249
    • 3 шаг 3249/3=1083

    С помощью алгоритмического языка.

    Выражение.

    • аргy,z:цел
    • резx:цел
    • x:=2*y
    • x:=x+z

    Блок-схемы.

    Слайд 11

    Элементы блок-схемы

    1. Начало
    2. Данные
    3. Последовательность команд
    4. Условие
    5. Объявление переменных
  • Слайд 12

    Типы алгоритмов

    • Линейный
    • Разветвлённый(алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор»)
    • Циклический (алгоритмическая структура «цикл»)
    • Вспомогательный
  • Слайд 13

    • Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательноодна за другой.
    • Разветвлённый алгоритм – алгоритм, в котором в зависимости от истинности или ложности условия выполнятся одна или другая серия команд.
    • Циклический алгоритм – это алгоритм, в котором одна и та же последовательность действий совершается многократно (или ни разу) до тех пор, пока выполняется условие.
    • Вспомогательный алгоритм – самостоятельный алгоритм, снабжённый таким заголовком, который позволяет вызывать этот алгоритм из других алгоритмов.
  • Слайд 14

    Линейный алгоритм

    Пример. Алгоритм посадки дерева

    1. Начало
    2. Конец
    3. Выкопать в земле ямку
    4. Опустить в ямку саженец
    5. Закопать ямку с саженцем землёй
    6. Полить саженец водой
  • Слайд 15

    Разветвлённый алгоритм

    Пример: Из трёх монет одинакового достоинства одна фальшивая (лёгкая). Как её найти с помощью одного взвешивания на чашечных весах без гирь?

    Слайд 16

    Циклический алгоритм

    Домашнее задание по математике.

    Слайд 17

    Повторим…




    4. Перечислите основные элементы блок-схемы и их назначение.

    Слайд 18

    Практическая работа

    Продумайте и создайте на компьютере с помощью графического векторного редактора блок-схемы линейного, разветвлённого, циклического алгоритмов.

    Пояснение: При работе используйте элементы блок-схемы.

    Слайд 19

    Домашнее задание

    • Творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники (по желанию).

    Творческое сообщение обязательно будет оценено!

    Слайд 20

    При создании презентации использованы УМК Н. Д Угринович, Л. Л. Босовой.

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Тема урока

    Цель

    Задачи :

    Тип урока : Урок усвоения новых знаний.

    Оборудование

    2. Мультимедийный проектор.

    Оснащение:

    Презентация Power Point.

    Продолжительность проведения : два урока по 45 минут.

    Ход занятия

    1.Организационный момент

    Учитель

    Учитель

    Учитель : Молодцы, ребята!

    Ученик.

    Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

    Учитель : Итак, алгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

    Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?

    Обмен мнениями в группах.

    Учитель

    Сосчитайте число окон в своём доме.

    Сосчитайте звёзды на небе.

    Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).

    Иди туда, не знаю куда.

    Принеси то, не знаю что.

    Учитель:

    Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.

    Дискретность (пошаговость) . Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.

    Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.

    Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.

    Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.

    Массовость . Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

    Учитель .

    1.Словесно-формульный

    Например, Составить алгоритм решения арифметического выражения (23+34)*57/3

    1 шаг 23+34=57

    2 шаг 57*57=3249

    3 шаг 3249/3=1083

    Например, Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z

    алг Выражение

    арг y,z:цел

    3. Таблицы

    4.Блок-схемы,

    Учитель: ).

    4.Этап закрепления знаний.

    4.1 .

    Примерные вопросы:

    1. Приведите примеры известных Вам алгоритмов.

    2. Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.

    3. Какие Вы знаете формы описания алгоритмов?

    Учитель:

    4.2. Индивидуальная работа на компьютере:

    Учитель: Запишите домашнее задание:

    1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович, стр. 105-109 (обязательно).

    Последовательность команд

    Объявление переменных

    Ермакова Вероника Викентьевна, учитель информатики МБОУ СОШ №19 города Белово

    Методическая разработка урока по информатике

    для обучающихся 9 класса по теме «Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы»

    Тема урока : Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы.

    Цель : Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

    Задачи :

    1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть свойства алгоритмов.

    2. Познакомить обучающихся с основными алгоритмическими структурами.

    3. Научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.

    4. Способствовать развитию у обучающихся информационной культуры и логического мышления.

    Тип урока : Урок усвоения новых знаний.

    Оборудование : 1. Современные компьютеры, имеющие выход в Интернет.

    2. Мультимедийный проектор.

    Оснащение: Плакат «Базовые алгоритмические структуры».

    Презентация Power Point.

    Список использованной литературы: УМК Н. Д. Угринович, Л. Л. Босовой

    Продолжительность проведения : два урока по 45 минут.

    Ход занятия

    1.Организационный момент

    Учитель : Добрый день, ребята! Сегодня, мы начнём изучать самую интересную и важную тему курса информатики «АЛГОРИТМ». (Демонстрация презентации, 1 слайд)

    2.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний.

    Учитель : Предлагаю Вам самостоятельно найти в сети Интернет значение слова «АЛГОРИТМ».

    Индивидуальная работа обучающихся на ПК, краткая запись понятия алгоритма в тетради, обмен мнениями.

    Учитель : Молодцы, ребята! - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд. (Демонстрация презентации, 2 слайд)

    Мой помощник, ваш одноклассник, подготовил историческую справку о происхождении слова «алгоритм», для этого он использовал – учебник, справочники, интернет-ресурсы.

    Ученик. Историческая справка. Происхождение слова «АЛГОРИТМ»

    Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

    В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. (Демонстрация презентации, 3 слайд)

    3. Этап усвоения новых знаний.

    Учитель : Итак, алгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

    Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?

    Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?» (Демонстрация презентации 4слайд)

    Обмен мнениями в группах.

    Учитель : Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (Демонстрация презентации 5 слайд)

    Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко:

    Сосчитайте число окон в своём доме.

    Сосчитайте звёзды на небе.

    Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).

    Иди туда, не знаю куда.

    Принеси то, не знаю что.

    (Демонстрация презентации 6 слайд)

    Учитель: Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).

    Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.

    Дискретность (пошаговость) . Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.

    Детерминированность (определённость). Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.

    Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.

    Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.

    Массовость . Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

    (Демонстрация презентации 7, 8, 9 слайды)

    Учитель : Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов (демонстрация форм записи алгоритмов) .

    1.Словесно-формульный

    Например, Составить алгоритм решения арифметического выражения (23+34)*57/3

    1 шаг 23+34=57

    2 шаг 57*57=3249

    3 шаг 3249/3=1083

    2. С помощью алгоритмического языка

    Например, Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z

    алг Выражение

    арг y,z:цел

    3. Таблицы

    4.Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.

    (Демонстрация презентации, 10-11 слайды)

    Учитель: Какие типы алгоритмов существуют? (Рассказ учителя с демонстрацией примеров различных алгоритмических структур ).

    Линейный – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой.

    Разветвлённый (алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор») - алгоритм, в котором в зависимости от истинности или ложности условия выполнятся одна или другая серия команд.

    Циклический (алгоритмическая структура «цикл») - это алгоритм, в котором одна и та же последовательность действий совершается многократно (или ни разу) до тех пор, пока выполняется условие.

    Вспомогательный - самостоятельный алгоритм, снабжённый таким заголовком, который позволяет вызывать этот алгоритм из других алгоритмов.

    (Демонстрация презентации, 12-16 слайды)

    4.Этап закрепления знаний.

    4.1 . Самостоятельная работа в группах по карточкам. Командир группы о результатах сообщает учителю.

    Примерные вопросы:

    1. Приведите примеры известных Вам алгоритмов.

    2. Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.

    3. Какие Вы знаете формы описания алгоритмов?

    4. Перечислите основные элементы блок-схемы и их назначение. (Демонстрация презентации, 17 слайд)

    Учитель: Информационная переменка (физминутка).

    4.2. Индивидуальная работа на компьютере:

    Создание на компьютере с помощью графического векторного редактора блок-схемы линейного, разветвлённого, циклического алгоритмов. Пояснение: При работе необходимо использовать элементы блок-схемы. (Демонстрация презентации, 18 слайд)

    5.Этап информации о домашнем задании.

    Учитель: Запишите домашнее задание:

    1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович, стр. 105-109 (обязательно).

    2. По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники. Творческое сообщение обязательно будет оценено!

    (Демонстрация презентации, 19 слайд).

    Спасибо за урок! До свидания, ребята.

    Последовательность команд

    Объявление переменных

    Скачать конспект

    Алгоритм-

    это точное и понятное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или решение поставленной задачи


    СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ

    1. Дискретность

    2. Понятность (определенность)

    3. Однозначность (детерминированность)

    4. Массовость

    5. Результативность (конечность)


    Свойства алгоритмов:

    • Однозначность – каждый шаг исполнителя может и должен быть истолкован одним и только одним способом;
    • Понятность – алгоритм должен быть составлен только из команд, входящих в систему команд исполнителя;
    • Массовость - позволяет решить определенный класс задач;

    Свойства алгоритмов:

    • Результативность (или конечность) – выполнение алгоритма должно приводить к результату за конечное число шагов;
    • Дискретность (или детализация) – алгоритм поддаётся расчленению на элементарные (дискретные) шаги, которые могут быть исполнены при помощи системы команд исполнителя;

    СПОСОБЫ ОПИСАНИЯ

    НА ЕСТЕСТВЕННОМ

    ЯЗЫКЕ

    АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ

    ЯЗЫК или

    ПРОГРАММА

    В ВИДЕ ФОРМУЛ

    ГРАФИЧЕСКИЙ-

    БЛОК-СХЕМА


    Блок - схема

    Это запись алгоритма в виде отдельных блоков, соединенных между собой стрелками.


    Пример блок - схемы

    Алгоритм нахождения суммы 10-ти чисел


    Виды блоков

    Наименование

    Обозначение

    Ввод-вывод

    Функции

    Выполнение операции или группы операций, в результате которых изменяется значение, форма представления или расположение данных.

    Документ

    Преобразование данных в форму, пригодную для обработки (ввод) или отображения результатов обработки (вывод).

    Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от некоторых переменных условий.

    Вывод данных на бумажный носитель.

    Пуск-останов

    Начало, конец, прерывание процесса обработки данных.


    ИСПОЛНИТЕЛИ АЛГОРИТМОВ

    ЧЕЛОВЕК

    РОБОТ

    КОМПЬЮТЕР

    Исполнитель – объект, который выполняет алгоритм

    ИСПОЛНИТЕЛЬ ВЫПОЛНЯЕТ

    АЛГОРИТМ ФОРМАЛЬНО


    Основной характеристикой исполнителя, с точки зрения управления, является система команд исполнителя (СКИ) - это конечное множество команд, которые понимает исполнитель, т.е. умеет их выполнять


    Виды алгоритмов

    Существует три основных вида алгоритмов, которые и являются базовыми при написании программ


    Линейный алгоритм это алгоритм, в котором все действия выполняются в строгом порядке, последовательно, одно за другим

    Например: включение персонального компьютера


    Алгоритм, в котором осуществляется выбор действий в зависимости от какого-то условия, называют разветвляющимся


    НАЧАЛО

    Настроение

    хорошее?

    Позвонить другу

    Погулять

    КОНЕЦ


    Циклический алгоритм –

    это алгоритм, содержащий повторяющие действия с какой–либо изменяющейся величиной ( параметром)


    Повторяющаяся последовательность действий называется циклом , а эти действия – циклическими


    Пример циклического алгоритма

    НАЧАЛО

    Ягоды

    собраны?

    Сорви ягоду

    Положи в корзину

    Унеси корзину


    • Алгоритмы могут описывать процессы преобразования самых разных объектов. Само слово «алгоритм» происходит от «algorithmi» - латинской формы написания имени выдающегося математика IX века аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических операций.
    • Алгоритм - набор команд, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

    Свойства алгоритмов:

    1. Дискретность - алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение некоторых простых шагов. При этом для выполнения каждого шага алгоритма требуется конечный отрезок времени , то есть преобразование исходных данных в результат осуществляется во времени дискретно.

    2. Детерминированность (определённость). В каждый момент времени следующий шаг работы однозначно определяется состоянием системы. Таким образом, алгоритм выдаёт один и тот же результат (ответ) для одних и тех же исходных данных.


    3. Понятность - алгоритм должен включать только те команды, которые доступны исполнителю и входят в его систему команд.

    4. Завершаемость (конечность) - при корректно заданных исходных данных алгоритм должен завершать работу и выдавать результат за конечное число шагов.

    5. Массовость (универсальность). Алгоритм должен быть применим к разным наборам исходных данных.

    6. Результативность - завершение алгоритма определёнными результатами.


    Способы записи алгоритмов:

    1. Словесный способ записи

    Словесный способ записи алгоритмов представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. Алгоритм задается в произвольном изложении на естественном языке .

    Пример

    В качестве примера словесного способа записи алгоритма рассмотрим алгоритм нахождения площади прямоугольника

    где S – площадь прямоугольника; а, b – длины его сторон.

    Очевидно, что a, b должны быть заданы заранее, иначе задачу решить невозможно.


    Способы записи алгоритмов

    Словесный способ записи алгоритма выглядит так:

    • Начало алгоритма.
    • Задать численное значение стороны a.
    • Задать численное значение стороны b.
    • Вычислить площадь S прямоугольника по формуле S=a*b.
    • Вывести результат вычислений.
    • Конец алгоритма.

    Способы записи алгоритмов

    2. Графический способ

    При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

    Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура, представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий. Далее приведены наиболее часто употребляемые символы.


    Способы записи алгоритмов

    Элемент блок-схемы

    Наименование

    Блок вычислений (вычислительный блок)

    Вычислительные действия или последовательность действий

    Логический блок (блок условия)

    Блок ввода-вывода данных

    Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от некоторого условия

    Общее обозначения ввода (вывода) данных (вне зависимости от физического носителя)

    Начало (конец)

    Начало или конец алгоритма, вход или выход в подпрограмме


    Способы записи алгоритмов

    Элемент блок-схемы

    Наименование

    Процесс пользователя (подпрограмма)

    Вычисление по стандартной программе или подпрограмме

    Блок модификации

    Функция выполняет действия, изменяющие пункты (например, заголовок цикла) алгоритма

    Соединитель

    Указание связи прерванными линиями между потоками информации


    Способы записи алгоритмов

    Пример

    Алгоритм вычисления площади прямоугольника


    Способы записи алгоритмов

    3. Псевдокоды

    полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.

    Единого или формального определения псевдокода не существует, поэтому возможны различные псевдокоды, отличающиеся набором служебных слов и основных (базовых) конструкций.


    Способы записи алгоритмов

    Пример

    • Начало. Перейти к пункту 2.
    • Ввод чисел a и b. Перейти к пункту 3.
    • Вычислить S=a*b. Перейти к пункту 4.
    • Вывод S. Перейти к пункту 5.
    • Конец.

    Способы записи алгоритмов

    4. Программный способ

    Запись алгоритма на выбранном языке программирования.

    Пример

    Writeln (‘’);

    Writeln (‘S=‘ , S);


    Виды алгоритмов

    1. Линейный алгоритм

    Это алгоритм, в котором есть только структура следование.

    Следование – это расположение действий друг за другом.


    Виды алгоритмов

    2. Разветвляющийся алгоритм (если … то… иначе…)

    Это алгоритм, в котором есть структура ветвление.

    Ветвление – это выбор действия в зависимости от выполнения какого-нибудь условия.


    Виды алгоритмов

    3. Циклический алгоритм

    это алгоритм, в котором есть структура цикл.

    Цикл – это неоднократное повторение каких-либо действий.


    Виды алгоритмов

    4. Комбинированный алгоритм

    Алгоритм, в котором содержится несколько структур одновременно.


    1 слайд

    2 слайд

    СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ История возникновения. Понятие алгоритм. Примеры алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Что такое программа. Свойства алгоритма. Типы алгоритмов. Способы описания алгоритмов. Основные блоки графического описания алгоритма. На главную © Нечаева Ольга Ивановна 2006 год История возникновения. Понятие алгоритм. Примеры алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Что такое программа. Свойства алгоритма. Типы алгоритмов. Способы описания алгоритмов. Основные блоки графического описания алгоритма. На главную

    3 слайд

    НЕМНОГО ИСТОРИИ основатель алгебры, от его имени произошел термин «алгоритм». В мировой науке он был известен своим трактатом по математике, основанном на позиционном принципе. Благодаря переводу этого труда с арабского на латинский язык, «арабские» цифры навсегда вошли в мировую математику. Имя автора в латинизированной форме Algorismus и Algorithmus первоначально дало название правилам четырех арифметический действий, при десятичной системе счисления. Впоследствии слово «алгоритм» стало обозначать всякий регулярный процесс, за конечное число шагов дающий решение определённого класса задач. Аль-Хорезми (786-850 гг. н.э.) - © Нечаева Ольга Ивановна 2006 год

    4 слайд

    Алгоритм - это совокупность правил выполнения определенных действий, обеспечивающих решение задачи. А Л Г О Р И Т М В жизни мы постоянно выполняем разные алгоритмы. © Нечаева Ольга Ивановна 2006 год Составляем распорядок дня, чтобы многое успеть. Понятие алгоритм – одно из фундаментальных в информатике.

    5 слайд

    ПРИМЕРЫ АЛГОРИТМОВ Достаем кулинарную книгу и строго следуем рецепту, написанному в ней, чтобы блюдо удалось и можно было угостить своих друзей. Соблюдаем правила дорожного движения при переходе через улицу. © Нечаева Ольга Ивановна 2006 год

    6 слайд

    ИСПОЛНИТЕЛИ АЛГОРИТМОВ Алгоритм составляется с учетом исполнителя. Исполнителем может быть человек, автомат, компьютер. © Нечаева Ольга Ивановна 2006 год

    7 слайд

    ПРОГРАММА © Нечаева Ольга Ивановна 2006 год Каждый исполнитель имеет свою систему команд (СКИ). Программа - это алгоритм, записанный на языке исполнителя. Рассмотрим пример: возьмем учебного исполнителя Черепашку. Пусть этот исполнитель имеет три команды: вперед(1 см), направо(900), налево (900). Исходное положение исполнителя: Код программы будет выглядеть так: налево (900) вперед(1 см) вперед 1 см направо(900) вперед(1см) Какой код программы надо написать, чтобы Черепашка начертила букву Г?

    8 слайд

    © Нечаева Ольга Ивановна 2006 год СВОЙСТВА АЛГОРИТМА (Требования к составлению алгоритма) Дискретность. Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов. Однозначность (точность). Команды алгоритма должны быть точно определены (например, нельзя написать 3-4 стакана муки, надо указать 3 стакана). Результативность. После выполнения всех команд алгоритма, должен быть получен результат. Универсальность (массовость). Важное свойство при решении задач на ЭВМ. Алгоритм должен быть применим для решения ни одной конкретной задачи, а для некоторого класса задач. Например, для решения квадратного уравнения с разными коэффициентами). Понятность. Алгоритм должен быть написан на языке понятном исполнителю.

    9 слайд

    Линейный. Команды такого алгоритма выполняются последовательно сверху вниз. Например, нахождение гипотенузы прямоугольного треугольника по двум его катетам. ТИПЫ АЛГОРИТМОВ © Нечаева Ольга Ивановна 2006 год Разветвляющийся. В зависимости от поставленного условия алгоритм позволяет выбрать один из вариантов решения задачи. Примерами могут быть нахождение корней квадратного уравнения или богатырь на распутье из русских сказок. Циклический. В алгоритме встречаются повторяющиеся действия. Например, при заучивании стихотворения вам приходится перечитывать и повторять одни и те же строки.






    Линейный алгоритм Простейшие задачи имеют линейный алгоритм решения (имеют структуру "следование"). Алгоритм линейной структуры представляет собой последовательность действий и не содержит каких-либо условий Таким образом, в таких алгоритмах все этапы решения задачи выполняются строго последовательно.




    Циклические алгоритмы Цикл – это многократное повторение действий. Циклические алгоритмы С пост условием - В этом цикле с начало проверяется условие, затем происходит действие С пред условием – Здесь в начале происходит действие,далее проверяетс я условие условием








    Линейный алгоритм Program pokupka; Uses crt; Var a, b, d, den: real; ostatok: real; begin clrscr; write ("введите стоимость перчаток, портфеля и галстука "); readln (a, b, d); write ("введите количество имеющихся у вас денег "); readln (den); oststok:= den – a – b – c; writeln ("после покупки у вас останется ", ostatok:5:2, "руб. "); readln; end.


    Y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим" title="Разветвляющийся алгоритм Program (имя); Var x, y: integer; {вводимые числа} Begin writeln("Введите 2 числа "); {вводим два целых числа через пробел} readln(x,y); if x>y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим" class="link_thumb"> 11 Разветвляющийся алгоритм Program (имя); Var x, y: integer; {вводимые числа} Begin writeln("Введите 2 числа "); {вводим два целых числа через пробел} readln(x,y); if x>y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим y} End. y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим"> y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим y} End."> y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим" title="Разветвляющийся алгоритм Program (имя); Var x, y: integer; {вводимые числа} Begin writeln("Введите 2 числа "); {вводим два целых числа через пробел} readln(x,y); if x>y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим">
    y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим" title="Разветвляющийся алгоритм Program (имя); Var x, y: integer; {вводимые числа} Begin writeln("Введите 2 числа "); {вводим два целых числа через пробел} readln(x,y); if x>y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим">